Рынок автомобильных полупроводников утратит статус лидера
Автомобильная полупроводниковая индустрия демонстрировала сильный рост с 2021 года, когда отрасль восстанавливалась после дефицита, вызванного пандемией. Однако есть признаки замедления рынка.
По оценкам Semiconductor Intelligence, объем рынка автомобильных полупроводников в 2023 году составил 67 млрд USD, что на 12% больше, чем в 2022 году. Двенадцать крупнейших поставщиков заняли более 75% рынка. Infineon Technologies был крупнейшим поставщиком автомобильных полупроводников с показателем 9,2 млрд USD или 13.7% рынка. NXP Semiconductors занял второе место с 11.2%, а STMicroelectronics – третье с 10.6%. Эти три компании обеспечили более трети рынка. Для большинства этих компаний автомобильный сектор является значительной частью их общих доходов. У шести крупнейших компаний доля доходов от автомобильного сектора варьировалась от 34% до 56%.

Автомобильная полупроводниковая индустрия демонстрировала сильный рост с 2021 года, когда отрасль восстанавливалась после дефицита, вызванного пандемией. Однако есть признаки замедления рынка. Квартальные доходы трех крупнейших поставщиков автомобильных полупроводников подтверждают эту тенденцию. Infineon сообщила о сильном росте до конца 2022 года и начала 2023 года, но пик был достигнут во 2-м квартале 2023 года, и с тех пор доходы снижаются. Тем не менее, руководство Infineon по автомобильным доходам на 2-й квартал 2024 года предполагает рост на 5% по сравнению с предыдущим кварталом.

NXP наблюдала рост доходов от квартала к кварталу до Q4 2023 года, но сообщила о снижении на 5% в Q1 2024 года. В отчете NXP за Q1 2024 года отмечены продолжающиеся сокращения запасов и слабый общий автомобильный рынок в первой половине 2024 года. ST показала сильный рост доходов от квартала к кварталу в 2022 и 2023 годах, в среднем на 7%. Однако этот рост закончился в 1-м квартале 2024 года, когда ST сообщила о снижении доходов от автомобильного сектора на 23%, ссылаясь на "фазу замедления".

По данным Международной организации автопроизводителей (OICA), производство автомобилей в 2023 году составило 93.5 млн единиц, что на 10% больше, чем в 2022 году. Это был самый сильный рост производства с 2010 года, когда рост составил 26% после восстановления от рецессии 2008-2009 годов. 93.5 млн автомобилей в 2023 году все еще ниже рекордного уровня в 97.3 млн автомобилей в 2017 году.

Отрасль испытала умеренные спады в 2018 и 2019 годах, прежде чем снизиться на 15.4% в 2020 году из-за остановок, связанных с пандемией. Однако кажется, что значительная часть отложенного спроса на автомобили была удовлетворена. По прогнозу S&P Global Mobility на апрель 2024 года, рост производства легковых автомобилей будет в диапазоне до 2% в течение следующих трех лет.
Несмотря на замедление роста производства автомобилей, рост рынка автомобильных полупроводников обусловлен увеличением содержания электронных компонентов в каждом транспортном средстве. Основными факторами тут являются а) электрические автомобили (EV) и б) электронные системы помощи водителю.

Электрические автомобили, включая электромобили с аккумуляторными батареями (BEV) и гибриды с подзарядкой от сети (PHEV), имеют больше электронных компонентов по сравнению с другими автомобилями, что стимулирует рост рынка автомобильных полупроводников. По оценкам Autovista24, продажи электрических автомобилей выросли на 54% YoY в 2022 году и на 35% YoY в 2023 году. Однако ожидается, что рост замедлится до диапазона от 17% до 22% в течение следующих шести лет.

Системы помощи водителю являются вторым ключевым фактором увеличения количества электронных компонентов в автомобилях. Конечной целью систем помощи водителю являются самоуправляемые автомобили или полностью автономное вождение. Однако до того, как самоуправляемые автомобили станут повсеместными, пройдет еще несколько лет.

По оценкам McKinsey & Co., к 2030 году 12% проданных легковых автомобилей будут иметь установленную технологию полностью автономного вождения (уровень 4). К 2035 году эта доля может составить 37%. S&P Global Mobility более пессимистична, предсказывая, что только 6% легковых автомобилей, проданных в 2035 году, будут иметь установленную технологию уровня 4. Таким образом, влияние самоуправляемых автомобилей на рынок полупроводников в ближайшие несколько лет, вероятно, не будет значительным.

Общий рынок полупроводников был слабым в последние два года после сильного роста на 26% в 2021 году. По данным WSTS, рынок полупроводников вырос всего на 3.3% в 2022 году и снизился на 8.2% в 2023 году. По прогнозу WSTS на май 2024 года, ожидается сильный рост на 16.0% в 2024 году и на 12.05% в 2025 году.

По оценкам IDC, рынок автомобильных полупроводников вырос на 17% в 2022 году и на 10% в 2023 году. По прогнозу IDC на май 2024 года, рост рынка автомобильных полупроводников замедлится до диапазона от 5% до 7% в течение следующих трех лет.
Комбинация замедления производства легковых автомобилей, замедления роста электрических автомобилей и отсроченного внедрения автомобилей с автономным вождением снизит темпы роста рынка автомобильных полупроводников. Полупроводниковая индустрия больше не может рассчитывать на автомобильный сектор как на основной двигатель роста в ближайшие пару лет.