Комментарий о росте стоимости импорта
О вероятных последствиях санкций США в отношении Мосбиржи
Бизнесу приходится адаптироваться к новым условиям без биржевых торгов. Основные опасения связаны с курсовыми колебаниями, которые сейчас весьма значительны. Экстремальный рост волатильности курса, согласно рыночным торгам CNY/RUB на Мосбирже – с 13 по 21 июня волатильность юаня выросла в несколько раз относительно средней волатильности за 20 дней до санкций. Такая волатильность соответствует уровням февраль-апреля 2022 в период шоковой перестройки валютного рынка.

Также примем в расчет, что сложности с проведением транзакций имеют долгосрочный характер. Например, российское подразделение китайского Bank of China ("Бэнк оф Чайна"), приостановило проведение расчетов с российскими банками, включенными в SDN List США. Такие ситуации не будут исключением. Это означает, что бизнесу придется продолжить искать новые схемы платежей. На данный момент основная схема – агентская. Она занимает 5-7 дней и предполагает немалые комиссии (3-5% и выше). Кроме того, китайские поставщики часто не отгружают товар без предварительной оплаты, особенно если покупателем является мелкий импортер.

Поиск посредников и альтернативных каналов увеличивает расходы на проведение транзакций, а растущая разница между курсом продажи и покупки валюты повысит издержки на конвертацию. Поэтому стоимость услуг будет расти по всей цепочке – от логистов до платежных агентов, что в конечном итоге отразится в ценах для конечного покупателя.

К данным особенностям "финансовой логистики", влияющей на цену импорта, добавляется дефицит контейнеров.

После атак контейнеровозов хуситами в Красном море большая часть морских контейнерных перевозчиков начала обходить маршрут через Африку. Это увеличило срок оборачиваемости контейнеров на 30-35%, что привело к дефициту контейнеров в Китае для отправки грузов на экспорт. В результате, в июне среднее время ожидания пустого контейнера увеличилось до двух недель, а срок доставки грузов из Китая вырос на 35-50% в зависимости от маршрута и транспорта*

*Дефицит контейнеров влияет на сроки доставки не только морем, но также на сроки авто и ж/д перевозок.
Итого: логистика может подорожать на 5-10% из-за конвертации и увеличившихся транзакционных расходов. Плюс 3-5% – это комиссия платежных агентов, работающих в других странах. Еще столько же может стоить валютный риск, который теперь тоже нужно учитывать. Основные сложности могут возникнуть с товарами, которые уже поступают в РФ по параллельному импорту, а также с высокотехнологической продукцией, в т.ч. электронными компонентами. Такая продукция поставляется в РФ через контрагентов, с которыми расплачиваются, в основном, USD и/или EUR.